[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]

=?koi8-r?B?UmVbM106IO3VxNLPzMDCycUg09DFzMzexcvF0s/X?=



AM>>>>> Так и от этой реально проживаемой жизни можно абстрагироваться.
AM>>>>> Посмотреть на нее со стороны. И выбрать для себя другие правила и
AM>>>>> обстоятельства, по которым и в которых ты будешь ее дальше проживать :-)

TV>>>> ИМХО, нехилое определение философии. Для имеющего уши.
AM>>> Не. Не потянет. Поскольку философия скорее способ восприятия мира, а
AM>>> не способ взаимодействия с миром. А фраза выше -- именно о
AM>>> взаимодействии.

TV>> Ладно. Первая часть фразы -- определение философии, фраза целиком -- этики.
TV>> Так пойдет?
TV>> Можно еще попытаться заменить "реально проживаемую жизнь" на
TV>> "окружающий нас мир вещей".

AM> Тогда уж и "идей" надо добавить ;-)

ОК, "окружающий нас внутренний мир идей вещей". Поскольку в голове у
нас вещей нет, только их идеи. И от этих "идей вещей", первичных
представлений о вещах философу нужно уметь абстрагироваться, восходя к
идеям более общим. Причем "идея вещи" -- это не просто внешний вид + набор
физических характеристик (масса, плотность, упругость и т.д.), а еще и
функциональность (назначение вещи, как мы его представляем), а также
наше эмоциональное отношение к ней.

Но это все в области онтологии. В этике нас будут окружать не идеи
вещей, а элементарные волевые идеи-решения, которые путем абстрагирование
восходят к более общим понятиям: долг, справедливость, правда и т.д.

Это путь индукции, но есть и обратный путь, сугубо философский, как
мне представляется. Он идет от единства (цельности), от "внутреннего
человека". Это даймон Сократа и категорический императив Канта (а
также пресловутый "ветер в твоей голове" -- "в мире нет важнее вещей"!)
Без этого пути творчество невозможно, так как индукция -- это царство
логики, детерминизма. Творчество возможно только от общего к частному.
Внутренним своим взором творец созерцает общую идею и выбирает лишь
один из неисчислимого количества путей ее конкретной реализации --
воплощения, фигурально выражаясь. Это творчество может иметь любой
характер: как философский, так и художественный (или даже единый сплав
и того, и другого). Чем выше мастерство творца, тем точнее будет
соответствие между общей идеей и ее конкретным воплощением.
Философское творчество от художественного отличается тем, что первое
носит рационалистический характер, а второе -- непосредственно-чувственный).
Философ не знает, откуда берется первичная общая идея, но дальнейший
процесс он полностью осознает. Художник действует неосознанно, методом
проб и ошибок. О своем черновом варианте он может сказать только: "то"
или "не то". Черновой вариант может оказаться удачным с первого раза,
особенно если художник достаточно опытен. Но художник все равно не
понимает, откуда этот конкретный вариант появился, это происходит
как-то по наитию. Можно употребить такой образ: философ лепит свое
творение (отдельную идею или целую философскую систему) из глины;
художник высекает его из камня. Первый добавляет то, чего его творению
недостает до сходства с первичной общей идеей, второй удаляет все
лишнее -- то, что мешает этому сходству.



Тарас