Re[2]: Бедный Вивальди

Hello mashatr4,

Thursday, August 09, 2001, 9:54:07 PM, you wrote:

> [...]

mcr> Пушкина сложно не любить. Потому что изучают, и хвалят, а хоть на секундочку5
mcr> остановиться и подумать - а правда ли это так? А справедливо ли?D
mcr> Вульгарен он, и грубых слов почти не употребляет (по крайней мере, в школе этоD
mcr> не изучают), а все равно - неприятно читать. Как-то просто у него все. Просто -4
mcr> не в смысле - стихи простые (это б еще полбеды), а на жизнь слишком простецки и,
mcr> потребительски смотрит. Это, наверное, и притягивает к его тврчеству всех4
mcr> подряд. А мы, мол, такие же... просты, как солдатский сапог.

Пардон... Можно посмотреть и с другой стороны:
V&G> "Все известно про этот роман, и на самом деле читать его
V&G> совершенно не обязательно: и без того он с нами в виде
V&G> бесчисленных словесных, образных, идейных цитат. Русский человек
V&G> с малолетства знает, что чем меньше женщину мы любим, тем легче
V&G> нравимся мы ей. У нас у всех дядя честных правил, даже если дяди
V&G> нет.
V&G> Однако при всей сугубой индивидуальности подхода к феномену
V&G> "Онегина", существует все же единый схематичный его образ.
V&G> Опять-таки - как с женой. Нет и не может быть определенных
V&G> рекомендаций, но приблизительно известен образ идеальной жены:
V&G> хранит верность, вкусно готовит, не ругается. Так же имеется
V&G> обобщенный образ великого романа.
V&G> "Евгений Онегин" - это красивые люди, красивые чувства, красивая
V&G> жизнь.
V&G> Подобно тому, как Татьяна "влюблялася в обманы и Ричардсона и
V&G> Руссо", Россия была покорена обманом Пушкина. Кровь и горе
V&G> разливаются по сюжету "Онегина", а мы ничего не замечаем.
V&G> Поруганные чувства, разбитые сердца, замужество без любви,
V&G> безвременная смерть. Это - полноценная трагедия. Но ничего, кроме
V&G> блаженной улыбки, не появляется при первых же звуках мажорной
V&G> онегинской строфы. Конечно, ответственность за это несет и
V&G> одноименная опера. Поколения русских людей обмирают от жалости и
V&G> печали, когда тенор выводит за Ленского: "Куда, куда удалились,
V&G> весны моей златые дни?" Высокие, недоступные простым смертным
V&G> эмоции льются усилиями двух гениальных обманщиков - Пушкина и
V&G> Чайковского - и нет ни сил, ни охоты подметить черный юмор поэта,
V&G> заставившего героя произносить перед смертью пародийный набор
V&G> штампов.
             - обратно Вайль и Генис, "Родная речь".
С позиции Вайля&Гениса пушкинские тексты выглядят очень светскими.
Оболочка сияет стандартным белозубым междумордом... а для того, чтоб
увидеть, как оно внутри - нужно не скользить легко в предложенном
направлении ("... скользит - и падает..."), а вживаться в написанное
как во что-то длинное, существующее во времени. И тогда из-под
привычной магии букв выглядывает тоска текста...
                                                Приветт.

--
Best regards,
 Dmitry                            mailto:[email protected]