Re: Re[2]: Sh-sh-sh...

Привет всем!

> Строг ты. А между прочим, мастерство сценариста и писателя это малость
> разные вещи. Сколько они прокачивались на роман? И я бы еще посмотрел, как
> Тарковский бы написал что-нибудь типа "Жука в муравейнике"
>
> Кстати, а как получились Чародеи?
>
> Тим О'Ги

Давайте обратимся к Автору (http://www.rusf.ru/abs)
вот кусочки из интервью с Борисом Стругацким.

Вопрос: И еще один вопрос: ?Нужно ли было изменять ваше произведение в
фильме ?Сталкер???. Хотя я понимаю что это в основном решение Тарковского,
но насколько я понял произведение, оно было в духе самого режисера. К
сожелению оно потеряло свою ?прелесть? и силу в самом фильме. Еще раз
извините за мои вопросы, заранее благодарен за ответ. Жду ваших новых
произведений. Ваш старый читатель и поклоник.

В кино хозяин - режиссер. И мы писали-переписывали сценарий до тех пор, пока
Тарковский не сказал: ?Стоп. Это то, что мне надо?. В результате получился
фильм, который к повести ?Пикник? не имеет никакого отношения, но -
превосходный в своем роде. Что и требовалось.

Вопрос: Борис Натанович, экранизаций произведений братьев Стругацких не так
уж много (и уж не так много, как хотелось бы). Есть ли среди них такие,
которые Вы считаете удачными, и почему в АСТ-овское собрание сочинений вошла
версия ?Понедельника? из ?Уральского следопыта? под именем ?Чародеи? (у них,
значит, нет собственного сценария)?

Безусловная удача - ?Сталкер? Тарковского - фильм мирового класса. Очень
серьезная работа - ?День затмения? А.Сокурова. Недурно получился фильм
?Искушение Б.? (режиссера не помню). Остальные - на троечку. Почему в
АСТ-ское собрание вошел именно данный вариант сценария я уже забыл.

Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Ваше отношение к фильму ?Сталкер?, и как
случилось, что Тарковский заинтересовался Вашим романом?

Как и почему Тарковский вышел на АБС, я не знаю. Просто он вдруг появился у
АН и сделал ему соответствующее предложение. Что же касается фильма
?Сталкер?, то это кинопроизведение хорошее и даже, отличное - особенно
первая и последняя треть. АН называл его ?фильмом 21-го века?. Вряд ли это
так. Кино стареет быстро, гораздо быстрее литературы.

А вот что говорил Аркадий.

АНС: Ну нет. "Сталкер" - фильм Тарковского, и вся заслуга принадлежит только
режиссеру.

ВГ: Вы написали 11 версий сценария. Почему так много?

АНС: Когда мы начинали работу над сценарием, Тарковский не знал, какой сюжет
будет у фильма. Он хотел показать человеческое стремеление к счастью и их
разочарование в нем. Мы сделали четыре или пять версий сценария...

ВГ: Добровольно, или под давлением Тарковского?

АНС: Что значит "под давлением"? Сценарист - раб режиссера; режиссер снимает
фильм, а сценарист только лишь подготавливает широчайший из фонов. В конце
концов Тарковский приянл наш сценарий - по-видимому, просто устал от всего
этого процесса. Он взял саму последнюю версию и начал снимать ее. Он успел
снять где-то две трети фильма, но потом перед ним стала чисто техническая
проблема - декорации. Но в нашей стране в то время только Мосфильм обладал
необходимым потенциалом для создания подобных эффектов. Ну мы и послали туда
весь наш фильм, половину "Сибериады" и, кажется, "Цыганский лагерь идет к
небесам". И они испортили все это. Они не давали нам новых субсидий, пленку
и т.д., и Тарковский придумал такой вариант - делать двухсерийный фильм. Для
двухсерийного они бы точно дали нам больше денег. Мы опять начали писать, с
каждой версией удаляя все больше фантастического, и, в конце концов
Тарковский остался доволен сценарием.

Выводы делайте сами.
Простите что много текста.

---- Алексей Анацкий <[email protected]>