Re[2]: Статья о смерти, самоубийстве и проч.

Здравствуй, Тим.

Saturday, June 30, 2001, 12:50:06 AM, you wrote:

TOH> ну и как?

Как-то с обсуждения статьи невесть куда съехали. Кстати: выдвигаю
рабочую гипотезу. Если после к.-либо постинга возникает флэйм, причину
следует искать именно в этом постинге, а не в реакции на него.
О том, что статья убогая и надуманная, сказано немало. А вот того,
что она цинична, никто не заметил. Напротив, были фразы о "любви"
автора и т.п. По-моему, там не любовью пахнет, а банальным
самолюбованием, осознанием своего "отличия" от рокеров -- подопытных
кроликов. Например:
> С сознанием ╚земле давно мы надоели, а в небо тоже не берут╩ можно
> было предпринять смелый эксперимент все-таки полететь (на манер
> Башлачева, 1988 г.) или все-таки фиксировать свое положение ╚меж небом
> и землей╩ (на манер Селиванова ≈ повесившегося музыканта ╚Гражданской обороны╩
Или взять натуралистическое описание повешенного в его трактовке "Тихой
охоты".
Лично меня резануло. Такое ощущение, что речь не о человеке идет, его
судьбе (в том числе вечной, если с позиции автора говорить) а о
какой-то вещи. Ну да, они ведь сами себя "запрограммировали", чего ж
их жалеть?
Когда в таком тоне высказываются рокеры (Летов), это можно понять --
на эпатаж обывателя рассчитано. К тому же они о "своих" пишут (поют),
по существу о себе самом. Да и боль слышна, и ужас: между строк,
сквозь всю браваду.
Когда шутят на такие темы -- неприятно, но можно стерпеть. А здесь
ведь совершенно всерьез говорится. Не знаю, по-моему, это не
христианская позиция.

Проблема смерти и самоубийства не надумана. Но нельзя ее решать,
вырывая несколько строк из контекста произведения, несколько песен из
общего "творческого наследия" их авторов, несколько авторов из всего
"рок-движения", "рок-движение" из русской культуры, русскую культуру из
общемировой. Это ж редукция!
К Умке статья вообще никаким боком не относится, а если о Летове
говорить... Я не спец, правда, но тема самоубийства как максимальной
реализации свободы ("секуляризованной", естественно) не нова.
"Богословие смерти", которое получило развитие в экстремальных
протестантских кругах уже в 20-м веке, но основывалось на Ницше
и "Бесах" Достоевского (сам Достоевский к этой идее негативно
относился). Поначалу она (эта идея) была "элитарной", сейчас же
витает в воздухе. Уже не нужно быть философом, чтобы ее исповедывать.
Повторюсь: я в этих вопросах не спец; но автор-то статьи -- человек
весьма эрудированный. Я с его творчеством знаком по несравненно более
серьезным произведениям. Не во всем был согласен, но такого детского
сада, честно говоря, совсем не ожидал. Может, лиха беда начало?

Это все ИМХА, если кто-либо видит иначе, я не буду спорить.

Мне интересно было бы Мишу Быкова послушать. Краевед, как-никак.
Миша, ау-у-у.

Тарас                      mailto:[email protected]