Про Мастера

Здравствуйте...
Мне предложили вывесить один фрагментик личной переписки в толк и в
леттер. Вроде бы - может, кому-то интересен будет новый взгляд на
старую книжку. Или он для кого-то и не новый вовсе - это тоже
интересно.
Оговорюсь только - взгляд не мой. А человека, которого уже и нет. Увы.
Так что подробностей не будет.
Книга, о которой идет речь - "Мастер и Маргарита"
В общем, "по единодушному желанию одного из присутствующих..."
Пошел фрагмент:

Дело в том, что мне на эту книгу одна знакомая неожиданным образом
открыла глаза...
<...>
Открыли мне глаза вот на что.
Ты не задумывался никогда о том, что Мастер и Пилат - это одно лицо?
А ведь так оно и есть, скорей всего.
Да, Мастер - это Пилат. Только сам он не знает об этом. Однако - об
этом знает Воланд. Надо только прислушаться к тому, о чем он говорит с
Мастером...
А в одном месте у Булгакова это проскакивает открытым текстом. Но
никто этой подсказки не замечает, т.к. машинально читают двусмысленную
фразу с той интонацией, которую подсказывает логика разговора. Однако
писательский намек прозрачен до неприличия. Разговаривая с Мастером,
чудесно извлеченным из больницы, Воланд произносит (внимание!) :
 - А как же ваш роман, Пилат?
Ну разве не видно сейчас, что запятой здесь выделено обращение?
Я просто офонарел, когда, читая знакомую до боли книжку поновой,
увидел - до чего же многое ЛОЖИТСЯ НА СВОЕ МЕСТО, если только понять
простую вещь - Мастер не просто пишет роман о Пилате. Мастер - и есть
Пилат... Потому и рукопись не горит. И кому об этом знать, как не Воланду?
И вообще, весь роман - он именно об этом. О Пилате, который пишет
роман о Пилате... Вся композиция, эти иерусалимские главы...
А что до россказней о "настоящей, верной, вечной любви" - так та же
знакомая убеждена была, да и меня почти убедила, что ерничает тут
Булгаков. Зло прикалывается. Потому как Маргарита погубила Мастера - и
все тут. Нет там никакой любви. Ни верной, ни вечной.
Как тебе такая трактовка?

Вот. А вам как?...

К.Ю.