Re[11]: Пастернак

Здравствуй, Витя.

(скип)

VL> А отрывок, который говорит об упомянутом мной влиянии, встречается у некоего
VL> Юрия Карабчиевского в его эссе о Маяковском

Витя, да ну его, этого "советского" Карабчиевского... :)
Это ж не всерьез, сплошная идеология (ИМХО).

Ну ладно, поглядим.

VL> ===8<=================================

VL> "Крупной дозой Маяковского в разное время облучились и большие поэты:
VL> Пастернак, Заболоцкий. Доза, по счастью, оказалась не смертельной и лишь
VL> способствовала поэтическому иммунитету.
VL> Пастернак, однако долгое время находился в критическом состоянии.

VL> ...что ты не отчасти и не между прочим
VL> Сегодня с рабочим,-  что всею гурьбой
VL> Мы в боги свое человечество прочим,
VL> То будет последний решительный бой.

VL> В этом лефовском шедевре его еще нетрудно узнать. Есть стихи того же,
VL> лефовского времени, где он менее узнаваем:
    ^^^^^^^^^^

ЛЕФ -- это далеко не ранний Пастернак. Не только поэтически, но и
мировоззренчески он уже вполне сформировался. Позади метания между
музыкой и поэзией, философские штудии в Марбурге и многое другое.
К этому времени "поэтического иммунитета" у него предостаточно.

VL> Уместно ль
VL> песнею звать
VL> содом,
VL> Усвоенный
VL> с трудом
VL> Землей,
VL> бросавшейся от книг
VL> На пику
VL> и на штык?
VL> ("Но землю, которую завоевал...")

VL> Лесенка здесь, признаюсь, моя, но стихи - действительно Пастернака.

Хм...

А это?

   Революцьонный
   Держите шаг,
   Неугомонный
   Не дремлет враг.

Или Блок под сорок тоже "Маяковским облучился"?
Я ж говорю: время, время такое...

 "... признай, минуй, отвергни Революцию -- все равно она уже в тебе --
 и извечно (стихия) и с русского 1918г., который хочешь не хочешь --
 был. Все старое могла оставить Революция в поэте, кроме масштаба и
 темпа". (М.Ц., "Поэт и время")

Кто-то чуть раньше этот темп уловил, кто-то чуть позже -- какая
разница?
Точнее сказать -- не "уловил", а "смог отразить".

VL> Сейчас нам уже нелегко представить, насколько серьезной была ситуация.

VL> "Когда я узнал Маяковского короче, у нас с ним обнаружились непредвиденные
VL> технические совпадения, сходные построения образов, сходство рифмовки. Я
VL> любил красоту и удачу его движений. Мне лучшего не требовалось".

VL> Лучшего не требовалось!

VL> Не опомнись он вовремя (а лучше бы раньше), не было бы у нас Пастернака, а
VL> было бы полтора Маяковских или, скажем, 1,75, если за четверть признать
VL> Асеева.

:-))
Все равно что сказать:
Не опомнись он вовремя (а лучше бы раньше), не было бы у нас Пушкина,
а было бы полтора Баркова/Байрона/Батюшкова/Державина/Жуковского...

Пардон, увлекся: Байрона -- не у нас :))

> [...]
VL> жизни благодарны Брикам и всей лефовской веселой компании за то, что они
VL> оттолкнули, исторгли из себя его чуждую душу, вместо того чтоб навек ее
VL> поглотить."

VL> ===8<=================================

VL> Любопытно еще, что приведенный здесь отрывок Пастернаковского "Люди и
VL> положения" (к сожалению, в сети не нашел) автор эссе цитирует не полностью,
VL> а продолжение там не менее интересное:

VL> "... Я любил красоту и удачу его движений. Мне лучшего не требовалось. Чтобы
VL> не повторять его и не казаться его подражателем, я стал подавлять в себе

А еще П. так говорил (цит. по М.Ц., там же):

 "...читаю в газете:
 ...Доклад о поэзии прочел Асеев, друг и последователь Маяковского.
 Потом начались прения, и длились они три дня. Сенсацией прений было
 выступление Пастернака. Пастернак сказал, во-первых, что
 -- Кое-что не уничтожено Революцией...
 Затем он добавил, что
 -- Время существует для человека, а не человек для времени."

Разумеется, время можно персонифицировать, как это делает Карабчиевский.
Только напрасно он "забыл", что это лишь персонификация.

1. Поэтическое лицо того времени -- Маяковский, с этим не поспоришь.
2. Он несомненно оказывал влияние на др. поэтов, в т.ч. и на Пастернака.
3. Но это еще далеко не вся правда. П. не копировал М., а отталкивался
от него. Т.е, в каком-то смысле зависел, был не самодостаточен. Потом
эту "негативную" зависимость полностью изжил.

VL> Витя.

Спасибо.
Тарас

PS. Не удержался. Еще цитата оттуда же (из М.Ц.):

 "Брак поэта с временем -- насильственный брак. Брак, которого, как
 всякого претерпеваемого насилия, он стыдится и из которого рвется --
 прошлые поэты в прошлое, настоящие в будущее -- точно время оттого
 меньше время, что оно не мое! Вся советская поэзия -- ставка на
 будущее. Только один Маяковский, этот подвижник своей совести, этот
 каторжанин нынешнего дня, этот нынешний день возлюбил: то есть поэта
 в себе -- превозмог.
 Как волка ни корми -- все в лес глядит. Все мы волки дремучего леса
 Вечности".