Re[5]: ещё о сострадании

Привет Muxаил.!

Mn> Понятие греха - вообще религиозное по сути. Нет веры - и грехов нет. Якобы.
Не думаю, что понятие греха -- это только религиозное понятие.
По-моему, оно шире. Но к теме это не относится.

Mn> Живому организму свойственно нежелание умереть. Соответственно, живые люди,
Mn> провожая в последний путь умершего товарища, понимают, что и он в лучшие
Mn> моменты своей жизни мечтал совершенно не об этом. Понимая это нежелание, ужас
Mn> смерти, они сопереживают тому, кому пришлось-таки это пережить. Они могут
Mn> ошибаться в этом, ибо усопший перед смертью мог пересмотреть все прежние
Mn> ценности; несомненно, велик и субъективный момент потери близкого человека, но
Понятно. Согласен. Один из возможных равноправных вариантов.

Mn> Вы, например, возьметесь объяснить этим людям, что они дурью маются и тешат
Mn> свой эгоизм?
Разумеется, нет.
Кстати, я нигде и не говорил, что жалеть и сострадать -- это маяться
дурью и тешить свой эгоизм. Речь шла о том, что жалость и сострадание
-- не всегда (и, по моему мнению -- в меньшинстве случаев) являются НЕ
эгоистичными чувствами.

Mn> А может ли быть, назовём это так, - вместо плача по себе, -бессильная боль от
Mn> несовершенства мира, утраты гармонии мироощущения?
Mn> думаю, такое чувство вряд ли
Mn> субъективно, ведь не может быть субъективной гармонии.
Вы сами себе противоречите: "мироощущение" -- это то, как человек
_чувствует_ мир, если он его станет чувствовать по-другому,
объективный мир не изменится. А сразу за этим вы говорите об
объективной гармонии. Короче, "мироощущение" не может не быть
субъективно.

Mn> Мне кажется, то, что приходит мне первым в голову, не имеет большого значения и
Mn> нерепрезентативно. "На кого ж ты нас покинул" - формула несколько банальная и
Mn> затасканная, я её и сам не люблю, а то, что я слышал в том случае, о котором
Mn> вскользь упоминаю (мне не хотелось бы подробнее) - шло от сердца, от личной
Mn> боли. Но и то, и другое - суть выражения одного и того же душевного состояния.
А вот это -- нет. Это именно выражения разных душевных состояний.
И мне гораздо больше импонирует именно то, о котором писали вы.

Mn> Да Вы на них и сами не слишком-то настаиваете :(
Ну что поделаешь. От того, что они мне менее симпатичны, превалировать
они не перестанут.

Mn> А это тут при чём?
О распространенности того или иного.

Mn> Проявления - частности. Я же говорю скорее о естественном человеческом чувстве.
Mn> Проявления имеет смысл обсуждать лишь в том смысле, если признать это чувство и
Mn> право на него.
А я не сомневаюсь, что это чувство есть. Но также не сомневаюсь и в
том, что одним словом называют разные чувства.
А именно от их проявлений в некотрой степени зависит количество боли в
мире.

Mn> Каждый всё понимает в меру своей испорченности, не так ли?
Да. А еще есть поговорка "Со своим уставом в чужой монастырь не ходят."
А каждый человек для другого -- это чужой монастырь. Если об этом не
думать, легко постричь мир под одну гребенку.

Mn> Но признаёт их вторичными по отношению к практическим действиям - за что ратуют
Mn> и многие участвующие в дискуссии.
С чего вы это взяли? Беретесь судить о материализме не зная его? ;-)))
Чувства и эмоции -- это одна из мотиваций (читай -- причин)
практических действий.

Mn> дискуссий :-)
Mn> Я, извините, не узнал в этом своего стиля.
ОК.
Mn> Неплохой ход. "Если Вы не согласны с моей критикой, то Вы лицемер". Ах,
Mn> попалась птичка, стой - не уйдешь из сети.
Когда я писал, не заметил этой ловушки.
Вот был в моем прошлом письме один другой некрасивый приемчик :-)

Mn> Там, где содержится прямое руководство к действию - безусловно.
А по каким критериям вы прибавляете к тем или иным инстукциям пристаку
"лже"? ;-)

Mn> А мы обсуждаем неуравновешенные личности?
В числе всех прочих, мы обсуждаем также и личности, не приученные, или
не умеющие, или не хотящие заранее обращать внимание на то, "как слово
отзовется", и думать о чувствах другого человека.

Mn> Если он решит дать крутизны и оскорбиться.
Mn> Равно как и наоборот.
Да. Но суть вопроса была в том, "_может_ ли жалость причинить вред".
Я сказал как.
Против того, что она _может_ причинить пользу :-) я спорить не буду.

Счастливо.
 Саша.