Re[4]: МТроицкой

Привет, Михаил!

u>> Да. А еще говорят, жалость унижает жалеемого и жалеющего, и не имеет с
u>> любовью ничего бщего. Хотя на Руси. как известно, любить и жалеть -
u>> синонимы.

M> Категорически не согласен. Что, не пожалеть выброшенного на берег
M> кита? безвременно погибшего человека? разрушенный, поруганный сельский храм?.. кто
M> в этом случае будет унижен? мне непонятно.

По-моему, дело в том, что в большинстве своем жалость -- очень
эгоистичное чувство. (Не говоря уже о "нетерпении сердца" (Цвейг),
которое внешне почти неотличимо от жалости и сострадания).
Кого мы жалеем, оплакивая умершего?
Его? Его или нет, или ему хорошо (случай закоренелого грешника в аду
не рассматриваем).
То, что он не успел сделать? Ему сейчас это все равно. Только нам
больше ничего от него не достанется.
Сочувствие? К умершему? Это бред.
Во всех перечисленных случаях -- ушедший человек, разрушенный храм,
погибший кит -- жалость это оплакивание себя, ведь наш мир
стал беднее на них. Следовательно, жалость в этом случае сродни "жаль,
что у меня этого уже нет и не будет".
(Недаром лейтмотив русского плача по покойнику -- это не жалость по
отношению к нему, а жалость по отношению к себе, фактически  упрек
умершему: "Да на кого ж ты нас покинул!")

С жалостью по отношению к живым, испытывающим боль сейчас, -- сложнее.
Это может быть то самое "нетерпение сердца", когда человеку больно и
неприятно смотреть на чужие страдания (к жалости это на самом деле не
имеет никакого отношения -- это сродни чувству дискомфорта).
Это может быть примеривание на себя боли другого -- но безопасное, со
стороны. После чего особенно хорошо ощущать, что у тебя все все в
порядке. Да и вообще жизь полнее становится. Это вроде просмотра
фильмов ужасов или сентиментальных сериалов.
Но это, конечно, может быть и настоящее сострадание: "мне
по-настоящему больно, когда тебе больно". Но это большой вопрос --
легче ли будет человеку, если рядом с ним кто-то тоже будет страдать,
сочувствуя ему? (Мне -- так точно легче не будет. Наоборот. Я бы
предпочел, чтобы на моих поминках веселились, а не плакали. Но это
личное дело каждого :-)

Но, на мой взгляд, самый лучший подход таков: "Если можешь -- помоги. Если
не можешь, не навреди бесплодным жалЕнием. Говори о совем сострадании
только тогда, когда точно знаешь, что человеку от этого станет легче,
а не тяжелей. Если человек жалеет себя -- не потворствуй этому."

Счастливо.
 Саша.

 P.S. "Голос, выжженный до тла, рвется из компакта.
       Умерла - так умерла, не боясь контракта".  (с) Умка.