Неформат на Нашествии

Привет ,

Итак, 4 и 5 августа "Наше радио" провело грандиозный open air
фестиваль "Нашествие". Это рассказ о том, как бойцы Неформата его посетили.

Прежде всего отвечу на закономерный вопрос - "Какого черта
вы, помороженные андеграундеры, делали на этом попсовом шоу?"

Все очень просто. Мы хотели устроить большую инфильтрацию: раздать
кучу флаеров, познакомиться с разными хорошими людьми, рассказать
народу о "нашей замечательной фонотеке". Такой случай - гигантское
скопление слушателей рок-музыки - было грех упустить. Хоть даже в
массе своей эти люди вполне довольный радиоформатом, но чем черт не
шутит...

В прошлом году мы уже проводили нечто подобное. Раздавали флаера на
Нашествии 2000. Результаты, надо сказать, были унизительными. Было
роздано 6000 флаеров (пачками по 5-10 ), с чего мы получили 6
телефонных звонков. Я списывал такой итог на плохую организацию
раздачи. Мы стояли на спуске с платформы, поперек ломящихся толп,
судорожно пытались что-то вымолвить, народ перся на нашествие, был
взвинчен, ничего не соображал и бумажки наши тут же выкидывал.

В этот раз мы подготовились гораздо тщательней. Поехали я, наш арт-менеджер
Макс, и специалистка по flaerworks Юля. Мы приехали загодя (в
пятницу ближе к ночи), с палаткой, с флаерами, все дела...
Планировалось прямо сразу же начать бродить меж палаток и проводить
контрформатную агитацию, совмещенную с раздачей листовок :-))))

Но выяснилась одна ужасная вещь... даже две ужасные вещи!!!

Но все по порядку :-))

Итак, до ипподрома нас подкинул сердобольный Миша Быков. А то мы бы
померли под непосильным грузом. В силу того, что в пятницу все
работают, выбрались из Москвы мы лишь часов в девять, а до Раменского
добрались ближе к 10 вечера.
Так вот, палаточный городок (это примерно квадрат 100 на 100 метров)
был уже весь заставлен. Мы взяли чуть ли не последние места на обочине
конной дорожки.
На входе нас не обыскивали. Ну еще бы - военные приехали одновременно
с нами, и озабочены были правильным разбитием бивака. Меня перепугали
радиотелеги, что будут повальные обыски, посему брать грево без мазы. Но
на самом деле в пятницу люди тащили что хотели. Можно было принести
бидон спирта, рюкзак травы, не говоря уж о ножах и обрезах. Самое
веселое, что можно было вообще не приобретать билет. Чем собственно
многие и пользовались... Люди умные. Люди все знают. А мы нет :-) Я
как-то думал, что можно будет выйти и затариться едой и
подбадривающими напитками... Вообще, я думал, что можно будет
выходить с территории за едой! :-( Глупо, теперь понимаю...
Палатку мы поставили где-то в полдвенадцатого, уже в кромешной тьме (а
я, надо заметить ни разу не турист, потому проваландались мы дольше
положенного). И уже ночью Макс пошел за едой. Вернулся удрученный -
прямо перед носом менты закрывали магазины, справедливо полагая, что
целостность городишки несколько важней эфемерных прибылей от продажи
водки.

Короче. Мы остались почти без еды, и вообще без выпивки!
И эта первая ужасная вещь.

А вторая ужасная вещь заключалась в том, что... не было никакой
возможности общаться с людьми! А почему? Да потому, что все люди были
уже никакие %-)))

Представьте себе картину - лунная ночь, поле усеянное рядами палаток,
и повсюду слоняются ужраные толпы. Воздух сотрясают легендарные хиты
"Ой-е!", "Все идет по плану", "Пачка сигарет", а также нововведение -
шедевры жлобского сознания, выблеванные "группой" Ленинград.
"Лето! Жара! Мы едем на дачу! В руки лопаты, Х@#ЧИМ, Х@#ЧИМ", "Свое
день рожденья я не буду справлять. Все З@#БАЛО, П@#ДЕЦ, НАХ#@, БЛ##Ь"
Эти блистательные перлы в ту ночь я слышал везде и непрерывно.
Поразило малое количество фанатов Короля и Шута, которые на
нашествии2000 составляли не менее пятой части посетителей. Ларчик
открывался просто: гуляя ночью, я забрел на концертное поле, где
наблюдал совершенно инфернальную картину - огромная на вид толпа
плотно обступила высоченный костер и что-то мрачно ревела. Подкравшись
поближе я разобрал заветное  "Множество историй вам ребята расскажу,
вам ребята расскажу...". Я пошел гулять в другую сторону :-))))
Когда я уже почти вернулся в палаточный городок на встречу попалась
марширующая стайка подростков - "И если мент избивает тебя, ты можешь
убить мента" - негромко напевали они. Что делать на "нашествии" фанату
Непонящего?

Если совсем честно, то наверное можно было бы... да нет, не наверное а
точно можно было бы завязать множество полезных знакомств... но нас
чисто по человечески заломало. Все почему-то думают, что Тим О'Ги -
человек без башни. Но это далеко не так. Вот так вот просто взять,
подойти к человеку и сказать - "Друг, плюнь на всю эту попсу с нашего
радио! Держи флаер. Приходи в нашу фонотеку - мы тебе дадим записи
настоящей музыки!" - на это меня не хватает. Как выяснилось.

Был бы дико благодарен за помощь в следующем вопросе - ищу технику
которая бы позволила бы быстро завести продуктивный диалог с
совершенно незнакомым человеком. Этому надо как-то учиться.

Ну так вот. Всю инфильтрацию мы решили отложить на утро, а сами начали
отрываться. Воздух был просто пронизан энергией и мы начали
напропалую горланить песни Умки, Арефьевой, Джа Дивижн, Каникул
Бонифация, Мельницы, Кожекина и других (что вспомнилось %-))).

Надобно сказать, что особой реакции это не вызвало... ну вот разве что
за исполнение песни Дельфина мне налили водки :-))))

Часа в два все затрахало и мы завалились спать. Странно, но палатку
нашу не стоптали (она как раз была на пути между палаточным лагерем и
кустами, куда все таскались облегчаться).

Поутру я проснулся от страшного дубняка. Еще раз повторяю - я
городской парнишка, в палатке ночую первый раз в жизни. Может я чего
не понимаю, но разве просыпаться от росы это нормально??? Хотя и
палатка была хорошая, и спальник, и пенка (distributed by Gekkon)

Ну да ладно.

Проснулся я, и сразу ринулся искать чай. А надобно сказать, что на чае
я подсаженный. То есть не могу без.

Каково же было мое состояние, когда я понял, что на Нашествие не
завезли ЧАЯ и КОФЕ!!!! Это при том, что пива было не менее ста тысяч
литров :-))

Следующая скверная подробность - когда рассвело стали видны цены.
0.5 л пива (было только Останкинское и Бадаевское - гадость) - 25р
пакет сухариков  - 15р (неуверен)
куриная шаурма - 70р
курица гриль - 160р
шашлык - 110р
жареная колбаса - 90р
тарелка корейской лапши - 50р
квас 0.5л - 20р
чай и кофе (все таки привезли к вечеру) - 10р

Это в общем-то обычные клубные цены... но как-то все равно...

Справедливости ради надо сказать, что организаторы разрешали приносить
с собой еду (но не консервы). Однако всякое питье было под запретом.
Честно говоря, у меня есть ощущение, что большинство посетивших
оставило на поле больше 300р.

Там даже туалеты были платные (5р)... блин они сделали тысяч десять
долларов на одном только дерьме!!!!

Самый интересный вопрос фестиваля - сколько же людей его все таки
посетило. Конечно, на глаз не определить. Видно было только что
немыслимые толпы все валили и валили. Уже в 11 утра народу было
прилично, а к Чайфу народ забил очень плотно почти треть ипподрома!
Официальная цифра - порядка 100тысяч, но я бы не стал ей слепо
доверять. Дело в том, что большую часть билетов они продали прямо на
входе в ипподром, без кассы, без всего, просто налом. Плюс немыслимое
количество проданного пива, и всего такого. Очень может быть, что они
не очень-то рвутся светить настоящую цифру перед налоговой. Во всяком
случае, во время своего выступления Шахрин сказал что-то типа "мне тут
только что сообщили - нас собралось сто тысяч. Давайте споем Ой-е в
сто тысяч глоток!" Возможно ему сказали точную цифру первого дня (она
была известна на входе), а орать об этом его никто не просил.
Ну да ладно.

Раз уж зашла об этом речь... возникает ощущение подавленности.
Насколько они круче нас. Да, блин, понятно, мы х@#вые, а они блин,
ох@#тельные, не вопрос... но не на столько же! Мы на свои фестивали с
трудом наскребаем сотню человек, радуемся тому, что продалось десять
кассеток... а тут такое...

Черт, зимой мы делали квартирник Башакова - пришло двадцать человек.
На халяву... А тут тот же Башаков но уже сотня тысяч...
Причем я понимаю, была бы офигенная разница в музыке. Ну нет ее! Не
настолько Чичерина талантливей Теунниковой, например.
Лично на меня какое-то впечатление произвели только Джан Ку и
Кукрыниксы. А так все какое-то  или совсем заезженное, или совсем
одинаковое. Хотя конечно, все сделано очень качественно,
профессионально... но как-то стандартно.

Конечно,и этот фестиваль, и вообще все явление "Наше радио" находятся
на недосягаемой для нас организационной высоте. Тут даже говорить не
о чем. Это блистательная победа информационного оружия над видом homo
sapiens - заставить в одном месте собраться сто тысяч человек, выдоить
из них тонну денег, не показать фактически ничего (кроме пьяных толп и
большого телевизора), и при этом устроить все так, что все остались
довольны... Грандиозно!

Хочется отметить один важный положительный момент фестиваля - все
прошло очень позитивно. Практически не было драк, какой-то агрессии, и
даже менты вели себя очень прилично. Очень мне понравилось, что пришли
РАЗНЫЕ люди - какая-то совсем нищая панкота,  обычные студенты, хорошо
одетые девушки - все колбасились вместе, безо всякой напряженности.
Очень хороший случай хочется описать подробнее. Я уже говорил, что
утром умирал без чая. Так вот, мне сказали, что в платочном городке
какие-то ребята разливали чай нахаляву. Я (ну конечно же!) нашел этих
ребят, и набился к их примусу. Кипяток, пакетик липтона, сахар - все
дали вообще без вопросов. Вот, и пока я прихлебывал, услышал у них такой
примерно разговор (общаются жена и муж) - "Сереж, ну ты мне когда
машину купишь?" - "Ну вот сейчас денег подкоплю... на Диану Ваген
пожалуй не хватит, а вот на Черокез меня станет". Молодые ребята... до
30 лет... Аж завидно.

Интересно, что 95% посетителей составляла молодежь - от 15 до 30 лет.
Практически не было людей старше, или подростков...
Еще интересно, что почти не было видно субкультурщиков - обойдя
несколько раз все поле, я заметил лишь двоих явных растаманов, одного
характерного кельта, вообще не приметил хипов... хотя наверное многие
были, но не в униформе :-)) Вообще же, неправильно говорить, что это
была такая зомби-тусовка. Я встретил огромное количество людей,
которых знаю по Неформату, и всяким таким сейшенам - людей заведомо
не болеющих душой за "Наше радио". Надо так понимать, что Нашествие
для очень многих просто хороший повод повеселиться, попить пива
на природе, поорать, встретиться с друзьями.

Короче, мне понравилась атмосфера.

Возвращаясь к нашим баранам - мы честно пытались пытаться кого-то там
вербануть. Но слова застревали в глотке. Есть какой-то психологический
барьер перед общением с незнакомым человеком, даже просто сунуть
флаер... вот.  И дело не в том, что мы такие уж растяпы. Я лично видел
очень большую кучу флаеров "Свалки", которая валялась в кустах -
видимо кто-то тоже решил, что он самый умный, но потом обломался.

Так мы и прослонялись полдня, путешествую от одной суперколонки к другой.

Встретились знакомые - известный организатор провальных концертов и
хороший журналист Толик Обыденкин (который тут же набился к нам
ночевать :-))) Толик ходил довольный тем, что настрелял интервью у
всяких Борзовых. Я его радость разделить не смог, потому что был
страшно угнетен тем фактом, что мы приехали, проимели кучу денег,
времени, а дело встало намертво. Встретились также Федор Широков с
Женей их Таганрога. Женя этой весной делал в Таганроге всероссийский
open air фестиваль Агат-Тухе (или как-то так). Женя утверждал, что у
него на фестивале собралось человек триста, из-за которых была самая
настоящая вешалка. А тут сто тысяч...

Федор стал нашим настоящим спасителем, потому что у него был рюкзак еды :-)))
Чем мы и не приминули. Они тоже набились ночевать к нам, зато Юля
сказала, что ей тут надоело, это какая-то фигня, и она уехала :-))

Самый пошлый момент Нашествия по моему впечатлению был таков. Когда во
время выступления группы Ленинград на сцену выскочила блондинка Таня и
начала подпевать все эти "Х@#чим, Х@#чим" Это надо было видеть...
Такая приличная девушка, в шелковой блузке... и туда же. Ну-ну.

В расстроенных чувствах я злобно завалился спать. Только время от
времени поднимал голову - ага Сукачев... ага Чичерина... ага Сплин... ага Би-2

Где-то под Танцы Минус я окончательно проснулся, и стряхнул с себя
наваждение - мы, мать-перемать, приехали флаера раздавать, а не
бутерброды в палатке трескать.

В общем я взял толстую пачку и поперся на поле.

Оказалось, что раздавать флаера дело простое и приятное. "Приглашаем в
андеграундный клуб" - "ЧЕГО???" - "ПРИГЛАШАЕМ В АНДЕГРАУНДНЫЙ КЛУБ!!!"
- "А... ПОНЯЛ... А ЧЕГО ЭТО?" - "МУЗЫКУ СЛУШАТЬ" - "А... КАК ЗДЕСЬ?" -
"НУ ТИПА." - "Ништяк, придем".

Ну и так далее, в таком духе. В основном люди принимали флаера с
вежливым любопытством. Многие просили добавки. Я, конечно, не
жадничал :-)) Отказывались редко. Видимо пупер-шоу малость надоело, а
тут хоть какое-то разнообразие.

Если в рассылке есть люди, получившие от меня флаер на Нашествии, я
был бы очень благодарен, если бы вы написали мне ([email protected])
о том, как это воспринимается со стороны. Для нас это важный вопрос.

В первый день под Чайф и Арию я раздал не менее тысячи флаеров по
одному-два в руки. Забегаю вперед скажу, что во второй день раздали
еще тысяч шесть флаеров - так же по 1-2.

Самый офигенный момент концерта произошел на Чайфе. Хожу я по толпе,
сую листочки, и тут вдруг народ взрывается восторженным ревом. Шахрин
наверное думает, что это ему, начинает играть бодрей :-))
И пошло, время от времени люди начинают разом свистеть и улюлюкать,
причем в моментах никак не предназначенных тому логикой песни. Наконец
замечаю и я.  На конек крыши сцены взобрался какой-то парень, и
танцует размахивая красной майкой. Все в восторге. Тут парень делает
сальто (ловкий черт) и народ просто прется... Так и пошло, сальто,
фляк, колесо... очень хорошо смотрелось. Я все думал - когда же
появятся менты. Менты на крышу влезть забоялись. Они залезли на
осветительные вышки (там были ступеньки) и что-то там орали парню, для
убедительности помахивая дубинками. Наверное они сказали ему что-то
типа "Слезай сам, сейчас, а то потом так отколбасим, что мама не
узнает" :-))

Первый день закончился следующей фразой Козырева "Дорогие друзья! У
меня к вам есть еще одна важная просьба. Пожалуйста - доберитесь до
дома живыми! Мы целый год работали чтобы этот праздник состоялся..."
И слеза катилась по мужественной щеке :-))

Однако, просьба была весьма актуальна. Когда толпа в несколько десятков
тысяч человек разом пытается влезть в одну электричку, бывает всякое.

Однако нам предстояло нечто более увлекательное - ночевка на стадионе
:-)) По всему выходило, что выпадет нечто особенное. Дело в том, что
дикое количество людей, которые приехали днем в субботу не собирались
уезжать с поля. А что собственно делать ночью? Бухать!!! Они еще не
знали, как бывает холодно по утрам :-))
Люди укладывались спать прямо на землю, на тонких одеялах... с
веселыми криками "не в первой"... Да что там множество людей накачалось
до такого состояния, что спать рухнули прямо на поле.

Чтобы согреться люди разжигали костры, а поскольку единственным
топливом были пластиковые стаканы, и бутылки :-))) И даже на такие
жалкие вонючие костерки набрасывались менты с криками "тушите, тушите".

Ментов почти не было видно. И это странно - в любой момент могли
вспыхнуть беспорядки. Впрочем мне кажется, что тусовалось достаточно
большое количество охранников в штатском. Хотя может и нет, может все
пустили на самотек. Не знаю...

В общем вторая ночь оказалась очень похожа на первую, но только всего было
больше. Больше народу, больше бухла, больше песен. Что касается
выпивки - закономерный вопрос откуда? Как-то таскали через забор.

Ребята из Брянска рассказывали. Идут они втроем по палаточному городку
- просят вписку, упирая на свое музыкантсво. Какие-то быковатые парни
их окликнули и предложили выпить. Брянские сразу же согласились.
Одному из них предложили сгонять в город за водкой, и дали полштуки.
Мол выпивку еще покупать надо. А когда он сказал что-то типа "мы
вместе сбегаем" ему ответили, "Э нет! Сбегаешь ты один. А твои кореша
побудут в заложниках." :-))) Ну чего. Парень все сделал грамотно,
перелез, купил, от ментов ускользнул... Потом они начали гудеть. И до
утра.  Утром брянские полезли спать в бычью машину, а быки продолжали
гудеть :-))

Говорят где-то была даже поножовщина, но я сам не видел :-))

Утро второго дня в общем-то не отличалось от первого, за исключением
того, что чай был, но за ним стояла полуторачасовая очередь :-))

Как раз успели позавтракать к началу концерта.

Открывали "Ночные снайперы", которых мне почему-то очень хотелось
послушать. Я ждал чего-то большего... не дождался. Песни какие-то
невнятные. В общем, я разочарован. Во второй день выступала куча
какого-то альтернатива, но мне, еще раз повторюсь, запомнились только
Джан Ку и Кукрыниксы.

Непрерывно слемующие толпы взбили над стадионом клубы пыли. Очень
быстро дышать весьма тяжко. А мне еще приходилось раздавать флаера, то
есть непрерывно грузить чем-то людей. Через пару часов язык стал как
котлета и меня все достало. Палатку мы свернули уже утром, так что
сборы много времени не составили. Мы уехали как раз во время
перерыва. И вид у нас был изрядно помятый.

Конец фестиваля я досматривал уже по телеку.

Теперь самый интересный вопрос - каков был эффект наших усилий.
Видимо его нужно опять признать ничтожным. Все что мы получили -
человек двести в общей сложности зашли на сайт. Это по данным
спайлога... Тоже конечно неплохо... Пятокк человек заглянули в клуб...

Неправильно было бы сказать, что мы раздавали флаера в плохом
месте. Место хорошее. Наши презентации на концертах Аукцыона,
Умки дали примерно такой же эффект. Просто люди сейчас крайне не любопытны. :-((
Я все списываю на это. Для того чтобы достучаться до людей нужно все
повторить раз сто и очень жестко. Тогда люди ведутся.

Вот такая специфика времени.

Тим О'Ги