Re: Re[5]: прогресс?

----- исходное сообщение -----
От:  Alexander Malyshev <[email protected]>
Тема:  Re[5]: прогресс?

>вполне
>Мартина и
>Ответ может быть и такой -- я слушаю музыку, но люблю далеко не
>всякую. Это можно применить и к наследию человечества.

Вы меня не вполне поняли. Под любовью к музыке я в качестве аллегории
подразумевал приверженность к той или иной конкретной системе взглядов, а не ко
всему многообразию человеческих воззрений.

>подхода - я
>соответственно,
>Да это бывает так. Но далеко не всегда. И не всегда это продуктивный подход.
>Можно, например, предугадать реакцию фаната, ну, наприер, группы
>"Король и Шут" на критику в адрес его кумиров. Или реакцию исламского
>фундаменталиста на замечание, которое покажется ему затрагивающим
>Аллаха. А ведь они тоже более вовлечены  в предмет. Я к тому, что
>вовлеченность (в общем случае) ни в коей мере не является ни гарантией
>глубокого владения предметом, ни тем более, гарантией объективности.

Опять же, моя мысль понята не до конца. Она состояла в том, что человек "в
материале" склонен более взвешенно рассуждать об этом материале (о прочих речи
не было), это не обязательно фанатизм. Разумеется, никому не рекомендую
приступать к такому человеку с нападками на "его" материал; в любом случае
окажешься в глупом положении.

>На мой взгляд, это -- напрасно. В смысле воспринимать все сказанное на свой
>счет.

А как же: "назвался груздем - полезай в кузов". Раз уж пришли грибники.

>Интересно услышать конкретные возражения -- о наличии души не только у
>человека и т.п.

Душа есть у всего одушевлённого.

>будет
>Ой. Это перебор, призывать к оперированию понятиями на таком
>личностном уровне. Как раз это и может привести к обидам и
>непониманию.
>Максимум -- это примерно так: "Насколько я смог понять известные мне
>сведения, христианской культуре свойственны такие-то и такие то
>черты."  Причем речь чаще всего пойдет о европейской культуре, на
>формирование которой огромное влияние оказало христианство, а не о
>внутренней культуре храстианства и, тем более, отдельных христиан.

Ну, во-первых, не делается и такой оговорки. Во-вторых, что плохого, если
человек сразу обозначит свои позиции? Изначальная ясность всегда на пользу. И
как раз непонимание в этом случае вряд ли возникнет, так же как и обиды.

>подставляется
>Да человек всегда подставляется лично и сам отвечает за сказанные
>слова. А "мы, ...., считаем" -- я вижу в этом совершенно обратную вещь:
>стремление укрыться от личной ответственности, представив свое мнение
>-- мнением группы.

Мою формулу можно и подправить, например: "Я, как христианин, считаю..." - в
тех, разумеется случаях, когда это существенно для предмета разговора. Но нести
ответственность за высказанное, по моим наблюдениям, спешат далеко не все и не
всегда.

>Это и хорошо. Мне это нравится.
>У нас с вами наверное совершенно различные подходы.
>Я с огромным подозрением отношусь к вещам, которые не терпят ни смеха,
>ни сомнения в свой адрес. Это очень показательный признак внутренней
>несвободы
>таких систем и, соответственно, жестких ограничений для составляющих их
>элементов. Помните в советкие времена была очень жесткая полугласная
>установка: можно критиковать и высмеивать отдельные недостатки, но ни
>в коем случае не какие-то системы и основополагающие структуры.

Понятие свободы тут уже разбирали, без моего, правда участия. Из всего
высказанного по этому поводу я понял, что абсолютной свободы нет и быть не
может, что для меня в общем-то не новость. Как и то, что человек, хочет он
этого или не хочет, всегда действует в рамках замкнутых, закрытых систем:
закон, семья, общество и т.д. И не такие уж глупые люди в совке справедливо
полагали, что основополагающие структуры надо беречь, поскольку они основы
полагают. Без них всё может рухнуть. Другое дело, что умнее всё это, видимо,
надо делать, чем они это делали.

>А о том, наивно человек рассуждает или нет -- я могу сам оценить с
>некоторой степенью достоверности. Большей или меньшей в зависимости от
>предмета.

Вплоть до нуля, так ведь?

>об ученых, относящихся к негроидной расе. И на это был
>фактический ответ (хотя, насколько я помню, был запощен длинный список
>чернокожих режиссеров :-).

И учёных, и режиссёров. Два списка было.

>мысли)?
>В том, что человек его высказал, дав тем возможность себя опровергнуть
>фактами.

По-моему, не надо сильно напрягаться, чтоб допустить, что среди чернокожих уж
как-нибудь сыщутся хоть несколько учёных; мне вообще природа вопроса непонятна.
Если и есть какие различия между расами в каком-то аспекте, они неизменно
должны уравновеситься другими в другом аспекте.
----
  Бесплатная почта http://mail.Rambler.ru/
  Купи слона!  http://pokupki.rambler.ru/