Re: прогресс?

> Очень характерный пассаж. Я бы сказал, наоборот - системы, школы и ученики
> возникали каждый раз, нет? И каждый раз же оказывались бесплодны, почему
> бы это?

> И, может быть, где нет этого странного эффекта, нет и философии, и как следствие,
> и прогресса?

А может идея прогресса - это просто следствие христианского мировоззрения,
закаленного (или скорее обоженного) 'огнем святой инквизиции'?
Христианство дало, как где-то было написано, стрелу времени. Вперед к апокалипсису.
Вместо круга, свойственного античности и Востоку.
Христианство разделило душу и тело, духовный и материальный мир, природу и
человека. Богу богово, кесарю кесарево. Разделяй и властвуй. Античная 'гармония'
с миром не нужна. Европеец встал НАД бездушным миром, в котором даже
животные - machina animata. В результате, 'материальный мир' - хорошая
экспериментальная площадка, место для удовлетворения достаточно 'высоких'
амбиций без серьезных противоречий с религией.
Так что я бы не стал говорить, что философские системы бесплодны.
По крайней мере, с историей науки они связаны очень тесно.
Другой вопрос, что статус философского исследования
достаточно специфичен. Слишком абстрактные полеты упирались в религию,
а слишком конкретные - в науку.

Но ведь весь этот НТР происходил каких-то 400-500 лет. Не слишком-то долго, по
сравнению с мировой историей. Да и азиаты в технологии быстро выровнялись.
Как японцы стали в свое время лидерами в электронике? Они всего-то во-время
купили у Bell Labs(кажется) патент на транзистор, который казался тогда
американцам бесперспективным из-за плохих характеристик, и отработали
технологию. Без всяких мучительных извращений философской мысли.
А ведь Япония  была в полнейшей заднице после войны.
Правда сейчас там, вроде, самый высокий в мире процент самоубийств.

Леша.