Стихотворные Умкины тропы

Виртуозное сердце поэта


умка, стихи /

Умка. Стишки.– М., 2009. – 48 с.

Здесь ритм, строка – вбиваются крепко – как гвозди… И прямо под шляпку… И стих гвоздит остроконечно…

Остро, конечно.

По миру кромешному. Почти квадратные – углами корчие – крепко сколочены строфы – из разноприкольных Начал и непраздно шатающихся Окончаний…

Здесь нет гипербол, а есть «тонкая паутинка» ее – «без лишнего блеска»…

Есть реплики… рыклики… рэплики – простые как мычание. Острые – как молчание…

Мы – чаемые – чающие услышать этот Голос – крепкий, как свая, терпкий – как для своих…

Здесь нет виртуозных метафор. А есть – виртуозное сердце, сердитое и диалогирующее с миром…

«Стишки», стишоки, пропущенные сквозь кишки…

Аня-Умка-Герасимова не знакопрепинянчит каждый стих. Тщательно не упаковывает оный в гроб правильной пунктуации…

А вываливает на читателя – ровно так, как он роится в ее – умкой – голове…

Хруст стали в хрустальной стилистике наотмашного вЫсказа.

Будучи обэриутоцентричной по науке – стилебьюща по натуре. Нахлебавшись ученой социалки – она тем более ударилась в стихотропные булавы… палицы… И стремглавицы смыслов… И диктует Слову свои фантасмагонные, феерические нормы:

Я стала бояться высоких слов,
Высоких красивых слов.
Не столько даже на свете козлов,
Сколько на нем ослов.
Взлетело слово, как воробей, –
Попробуй его поймай –
Они с мухобойками: бей его, бей,
На землю сшибай, сшибай!
Беги, мое слово, по горной тропе
В немыслимые виражи!
А лучше сиди в своей скорлупе
И носа в мир не кажи.

Ее кураж, вираж и абордаж – не антураж даже. А прямой выплеск бродячей, кровь бередящей, стихейной (стихийной) энергии. Где эмоции – на разрыв аорты, а мысль творит храмы – из драмы…


Умка не знакопрепинянчит каждый стих...
Фото Анатолия Белоусова

Были «сердитые молодые люди» по середке прошлого века, а Умка – «сердитая леди» рубежа тысячелетий…

Полно избыточной эпатажной энергетики в ее трагискоморошьей эстетике…

И не обманывайтесь в заглавии книжки – Умка настоящий Поэт. Без дураков…

И ее «Стишки» – клевая защита поэзии от официопризнанных опусов козлов… ослов…

Просто Аня Герасимова по вашим правилам – не играет. Исключительно по своим:

Счастливая битва
Веселая битва
Неравная битва
Со словом
Оно колготится
Крутится, вертится
Из рук ускользает
Назло вам
Оно не дается
Оно не поется
На место свое не садится
Двоится, роится
Пригреться боится
Клюется, как мокрая птица
Но вот зазвенит,
Засвистит, распушится
Сверкая цветным опереньем
И мир воцарится
И все завершится
Коротеньким
стихотвореньем.

Умка говорит со своими в доску. И пред ними может запросто назвать свои маленькие авторские шедевры – как угодно иронично… саркастично… пафососнижающе… Не сомневаясь, что понимающий да прочтет – точно и точечно…

И прочтет море разливанное разбросанных по строчкам культ- и литассоциаций…

Аня Герасимова – гранд явление – не просто Поэт – современной общеМузой ситуации – и в литературе, и в музыке, и в науке…

Это не три стороны одной Ани, а – одна Аня во все стороны сразу…

Так что неча, Анечка, и тут нас подначивать, эпатажить саркастическими «стишками» типа:

Я заслужила кучу лычек
Благодаря чужим лучам.

Ты – сама светишь. И не лучом – Солнцем (а иногда – Луной)…

Но, защищая Умку от ее стихов, к себе неласковых, – узрел ее смеющийся абрис – как я вас купила (ослов, козлов – или, как ты, Володя, – котов).

Умка – не нуждается в защите. Сама и есть она – защита от пошлости и хамства…

В вас никогда не будет хамства,
ежели – переполнит Хармство.

(Это – мое, из посвященного Ане.)

Кстати, когда я писал об обэриутах – чаще всего ссылался на ее исследования своими эссе-следованиями…

И не потому, что она мой друг уже полжизни, а потому что – и как академический ученый близка мне «выше крыши»…

За это тебе – отдельное Спасибо. За эстет-близость…