Интервью для Полит.ру (май, 2006)
На сайте опубликовано в сокращенном варианте.
http://www.polit.ru/culture/2006/05/29/umka.html

"Ничего страшного"

Недавно прошла презентация нового альбома группы "Умка и Броневик" "Ничего страшного". Презентация проходила дважды в форме концертов в столичных клубах "Б-2" (15 мая) и "Живой уголок" (21 мая). Солистка Анна Герасимова исполняла вперемешку старые и новые песни, которые одинаково на-ура были встречены пришедшими поклонниками. Анна признается, что не любит, когда ее называют Анна (просит поменять на "Аню") и когда пришедших зрителей называют поклонниками. Все они - просто друзья. Поэтому презентации получились уютные и добрые.
(...)

- Существует ли сегодня движение хиппи сегодня? Кого оно еще интересует? Можно ли сравнить хиппи, которые были в эпоху застоя, и сегодняшних молодцов? Метод хиппи-революции сегодня уже не подходит для борьбы?

Умка: Честно говоря, меня больше интересует рок-музыка. Но так получилось, что рок-музыка и "движение" хиппи очень сильно переплелись. Беру слово "движение" в кавычки, потому что это как раз не движение. Просто образ жизни, причем самый разнообразный внутри себя. Главное - наплевать на общественные установления и политические запутывания и жить по-своему, построить свою реальность под себя, чтобы в ней было хорошо. Вот вам и весь хиппизм. А если ты борешься - хоть с капитализмом, хоть с коммунизмом - ты уже не хиппи, а кто-то другой, - революционно настроенный студент, например. То, с чем некоторые предпочитают бороться, лично для меня просто не существует.
- Бытует мнение, что в СССР хиппи как таковых не было... то есть была их внешняя сторона - красивая гитара, одежда и т.д. А все потому, что мы не Америка, что не было свободы слова и т.п. Так ли это?

- Не знаю. Я не люблю оценочных суждений.
Кстати о свободе слова: ее нет, не было и не будет ни тут, ни в Америке, ни где бы то ни было еще в том смысле, который тут имеется в виду. Никогда ни одна политическая сила не согласится с тем, что ее не существует, что она - фикция. Но тем, кто считает ее фикцией, официальная свобода слова и не нужна.

- На любое движение находятся спекулянты... Вот, например, продают фенечки, диски. Рядом с популярным движением вырастают чьи-то экономические интересы. Что Вы можете сказать об этом в отношении хиппи? И как Вы к этому относитесь?

- Меня это не интересует. Каждый зарабатывает, чем может. Когда говорят, что хипповая революция на Западе потонула в мутных волнах коммерции, это имеет отношение только в "вершкам". А "корешкам", опять же, никакая коммерция не страшна

- Я читала, что Вы часто даете концерты за символическую цену (например, когда Вас просят приехать в другой город...). Зачем? Ведь все равно поклонники придут...

- Во-первых, у меня нет "поклонников" - есть друзья, и все, кто приходит на концерты - мои друзья. И я буду здороваться с каждым за руку, пока хватит рук. А кланяться себе никому не позволю - и руки не подам поклоняющемуся. Кроме того, во многих городах сто - сто пятьдесят рублей до сих пор крупные деньги для таких людей, которые нас слушают. И мы играем для них, а не для тех, кто определяется по имущественному цензу. Зато я знаю, что если попаду в беду, мне все помогут, и уже много раз так было. Играть дорогие концерты в стране с таким низким прожиточным минимумом - свинство, особенно если в твоих песнях килограммы красивых слов о любви к человечеству. Жизнь одна, и продавать ее я не собираюсь.

- Две презентации проходили в совершенно разных по статусу клубах. В какой обстановке Вам больше нравится выступать?

- Нам нравится играть в клубах, желательно на 100-300 человек, это наш формат и вообще идеальный формат для рок-н-ролла. Стадион - спортивное сооружение и для музыки не пригоден.

- Раньше Вы играли на Арбате. Вам это нравилось? Или это просто было доходнее, чем на сцене каких-то заведений?

- О нет, на Арбате было не "доходнее". На Арбате - это борьба за выживание. Я не хотела бы опять там оказаться. Это суровая школа, полезная в смысле жизненного опыта, но убийственная для творческого начала в человеке. Вместо качества материала, звука и исполнения тебя начинает интересовать: сколько медяков тебе кинули, не дерется ли кто-нибудь, не ворует ли втихаря, не на подходе ли менты. Кроме того, сейчас я уже давно играю с группой, на улице это возможно только при наличии соответствующего аппарата.

- Игорь Лунев написал про Вас, что есть только два человека, по его мнению, не превратившихся в мумий, которые холодом дышат: Умка и Егор Летов. А что сегодня больше востребовано: актуальность песни или ее отвлеченность от мира сего? Что вы в песнях затрагиваете?

- Спасибо Игорю Луневу. Не знаю, что думает об этом Летов, но мне такое мнение крайне приятно. Правда, я добавила бы еще Чернецкого и Черного Лукича.. Я вообще ничего не затрагиваю такого. Я сочиняю песни из головы о том, что находится у меня в голове. Насколько оно отвлеченное, не мне судить. Для меня оно самое что ни на есть актуальное.

- Расскажите о Вашей жизни в качестве Анны Герасимовой, соотносится ли она с песенно-концертной жизнью Умки, или это две разные области?

- Это все одно и то же. Только не Анна, а Аня. Умка - не псевдоним, а старое прозвище, нисколько не противоречащее моей, скажем так, личности.

- Вы продолжаете как-то работать с Вашей диссертацией про обэриутов, развивать тему, где-то выступать с ней. И влияет ли это на Ваше творчество, на содержание песен, на отношение к жизни?

- Да вы шутите, что ли. Как можно "работать" над диссертацией, защищенной 17 лет назад? Мне уже лет 10 назад надоело возиться с этой темой, хотя обэриутов, особенно Введенского, я люблю и иногда перечитываю. Мне смешны "ученые", способные мусолить одну тему лет по тридцать. Думаю, на песни обэриуты повлияли не больше и не меньше, чем вся литература в целом. Раньше я много читала, и все это где-то живет у меня в области затылка и ненавязчиво лезет в тексты.

Дарья Клименко