Татьяна Осипова. Интервью Умки без Броневичка (Питер, 17 октября 2006)

http://interesniy.ceos.ru/stati/lichnosti/intervyu-ymki-bez-bronevichka.html

14 октября 2006 г. Арт-клуб "МАНХЭТТЕН": Набережная реки Фонтанки, 90. Акустический концерт Умки (без Броневичка). Вечер получился препозитивнейший! Абсолютно не сиделось на месте, постоянно хотелось подпевать, подтанцовывать и просто наслаждаться неформальной обстановкой. Огромный плюс, который оценился позднее, Анна попросила не курить в клубе, как итог, одежда не впитала в себя табачного дыма, как это обычно бывает после концертов:) Умка близка к своим слушателям: она подписывала автографы, продавала диски и просто общалась с публикой, собственно, чем я и воспользовалась ;)

- В связи с концертной деятельностью Вы довольно-таки часто бываете в Северной Пальмире, отличается ли петербургская публика от, скажем мосовской или одесской??
Еще пару лет назад я сказала бы: конечно, отличается, она более сдержанная, чтобы не сказать - неподъемная, ее трудно расшевелить, зацепить, она любит внимательно слушать тексты, не любит танцевать и т.д. Но вот сравнительно недавно, а именно начиная с наших концертов в безвременно почившем "Старом доме", и особенно с появлением "Манхэттена", ситуация в корне изменилась: люди заводятся с полпинка, они живые, горячие, с ними хорошо вместе, чувствуется стопроцентная отдача. Наверное, такие люди в городе всегда были, только раньше они почему-то не ходили на наши концерты, а теперь мы нащупали или нарастили в Питере свою публику. Вообще в разных регионах народ разный, на юге легкий на подъем, смешливый, в Сибири любят тяжелый драйв и так далее. Но раз на раз не приходится, и постепенно во всех городах мы начинаем обретать "своих" - внимательных, но горячих, умных, но отчаянных.
 
- Помимо гастролей удаётся наведаться в Петербург? Помните свою первую поездку в этот город? Впечатления? (кстати, Петербург или Ленинград???)
 
Наверное, самое простое - Питер: оно и тогда было, и сейчас осталось. В столь милом сердцу ностальгирующдих слове "Ленинград" содержится слово "Ленин", лично у меня никаких приятных ассоциаций не вызывающее. Первый раз я была здесь с мамой, лет в 10, на улице Белинского жила сестра моей бабушки тетя Люба, довольно характерная питерская старушка, зубной врач со стажем, она прожила невероятно долго в своей забитой разваливающимися предметами комнатке в коммуналке (раньше вся эта квартира была ее) невероятно долго, лет до 94х, и я до сих пор слышу ее голос, когда она выходила на гулкую лестницу, провожая нас, и гортанно кричала нам, спускающимся вниз: "Осторожно, как вы идете!". Потом, в старших классах, я увлеклась питерским 19-м веком, Достоевским, поэтами "Искры", Слепцовым, написала два "романа" из жизни питерской интеллигенции 1860-х и 1880-х годов, поражалась открывшимся мне впервые историческим параллелям между веками (дело было глубоко и безнадежно при Брежневе), на стене у меня висела карта города с подписанными от руки старыми названиями улиц - я все их знала наизусть и кое-что помню до сих пор, впрочем, сейчас ведь многие названия вернули. Весной 79го года я впервые приехала сюда автостопом и открыла для себя знаменитый хиппово-диссидентский Питер с Сайгоном, с фантастическими флэтами в коммуналках, с концертами "Россиян" в деревенских клубах. Население этого, нового для меня города было довольно снобским и с трудом принимало чужих, но совершенно случайно я выяснила, что весь снобизм летит к чертям, стОит только взять в руки гитару (а своих песен я тогда еще не сочиняла). И вот в таком Питере я застряла довольно надолго, я постоянно возвращалась именно в него - даже когда стала писать диссертацию по обэриутам и регулярно приезжать в рукописный архив Публичной Билиотеки. Просыпаешься на каком-нибудь невероятном флэту, ползешь в Сайгон, там маленький двойной (если повезет, с "корзиночкой"), дальше на целый день в библиотеку и там до писчей судороги переписывать архивы Хармса и Введенского (все от руки, на ксерокс у меня денег не было, даже если бы его позволяли тогда делать), а потом опять вписываться - и там уж как повезет, иногда ночь напролет курить сами знаете что, а утром опять в Сайгон и так далее. Доходило до смешного: перепишешь какой-нибудь рассказ Хармса, где гостя положили спать на шкафу, а потом едешь на флэт, и там как раз на шкафу оборудована лежанка для гостей. Что при таком режиме неудивительно. Распространила кучу текстов Хармса и Введенского, перепечатанных на машинке, среди хиппового населения, дотоле пребывавшего в неведении и с жадностью вцепившегося в эти тексты. У меня сохранилися фотографии с одного приснопамятного, с головы до ног расписанного и разрисованного флэта на улице Новаторов, где на стенах есть цитаты из Введенского, это моя заслуга, в те времена немногие обладатели обэриутских текстов относились к ним крайне ревниво и старались не выпускать их из узкого круга посвященных. Впрочем, что-то я разболталась.
 
- Если "поиграть" в ассоциации и попробовать подобрать прилагательные к описанию города, то Петербург-это...?
 
Дождь и ветер. У Вагинова есть замечательная строчка: "С Невы, как человек, дул ветер". Раньше я невероятно любила весь этот дождь и ветер, сырость, серость, неуютность, промозглые кошачьи дворы. Но, как известно, у меня астма, поэтому долго наслаждаться этими ништяками я не могу.
 
- Для творчества, говорят, нужна муза. Северная столица стоит на очереди муз творчества Умки?
 
Вопрос совершенно непонятный. Муз придумали мужики, им, очевидно, чтобы вдохновляться, необходимо перед собой держать какой-нибудь женский образ, как старшекласснику картинку из "Плейбоя". Мне этого, по понятным причинам, не требуется. А о том, что лично мне дала эта суровая колыбелька, я написала выше.
 
- У А. Макаревича в одной из его песен есть смелое высказывание: "Звёзды не ездят в метро!" Для многих Умка звезда. Она ездит в метро?
 
Макаревич пошутил. Видимо, над "звездами" простебался. Мы не считаем себя звездами и с удовольствием ездим в метро, в том числе в питерском, где, честно говоря, меньше воняет и вообще менее напряжно, чем в московском. А "звезды" пущай торчат в пробках в своих навороченных тачках.
 
- Интеренет проект "Интересный Питер" создавался специально для интересных и нестандартных заметок о городе. Как Вы относитесь к подобным вещам в интернете? Да и к глобальной сети со всем "железным" детищам прогресса?
 
Вообще я достижения цивилизации не люблю, отношусь к ним как к неизбежному злу. Главное - не злоупотреблять. К интересным вещам в интернете, естественно, отношусь лучше, чем к неинтересным. А то залезешь в свою почту, а там баннер висит: ""Жанна Фриске опять потеряла свои трусы". Ну куда это годится?
 
- Спасибо, Аня, что уделили время для петербургской публики, и когда в следующий раз можно будет услышать Вас в Питере?
 
21 и 22 декабря, опять в "Манхэттене". Там хоть и тесновато, но очень душевно, звук хороший, атмосфера замечательная - и на бабки не кидают, что немаловажно, а то были случаи, в "Камчатке", например.