В этот свой приезд в Санкт-Петербург Умка на самом деле двумя выступлениями (10 и 11 марта) в клубе "Манхэттен" не ограничилась - на 12-е число был назначен еще и концерт в клубе "Зорро". Я бы не удивился, если б узнал, что Умка и "Броневик" намерены отыграть и еще в паре мест - публику бы собрали запросто, а уж песен у них в репертуаре все равно больше, чем за это время можно исполнить.


Но вернемся в "Манхэттен". Как я уже сказал, Умка и ее музыканты, а также приглашенные гости (не хочется называть эти команды "разогревающими") играли там два вечера подряд. Первый концерт был акустический, второй - электрический.

Акустический концерт начался с выступления группы под названием "Спелые листья клена". Довольно приятный фолковый дуэт: мужчина с акустической гитарой и женщина (она же вокалистка) с блок-флейтой. Признаюсь, в силу ряда обстоятельств внимательно я их песни не послушал. Но то, что слышал, вызвало желание при случае это самое внимание к ним проявить.


Затем на сцену вышли сама Умка и Борис Канунников, взяли акустические гитары... Начали с нескольких новых, еще не записанных песен, из которых мне больше других запомнилась "Ничего страшного". Как сказала Умка, именно так они хотят назвать и очередной альбом. Народ в зале, кстати, новые вещи принял с энтузиазмом - к середине каждой уже многие вели себя так, будто слышат их не впервые. Ну, а потом было спето много старых и не очень старых, а по большей части всегда молодых песен. Перечислять их не стану. Зачем? Все было в хорошем смысле узнаваемо.


Вдвоем Умка и Борис играют не менее драйвово, чем "Броневик" в полном составе, просто драйв этот немного другой. Особо хочу отметить (рискуя сказать очередную банальность, - а и ладно, наплевать!): когда Умка поет блюзы на русском языке, она исполняет настоящие блюзы, а вовсе не стилизации (это касается даже таких песен, как, например, "Вот и вся любовь" или "Маленький двойной"). При этом понятны и близки они даже тем, кто не особо знаком с англо-американской рок-н-ролльной традицией. И не только потому, что в текстах тут и там встречаются знакомые многим (и знаковые для многих) реалии, а потому, что в таких музыкальных формах, как блюз, кантри и психоделический рок 60-х, сама Умка чувствует себя наиболее свободно. А вот, например, реггей или романсы выглядят у нее именно стилизациями (хотя и чаще всего удачными).


Второй концерт, тот, который электрический, открывала команда из далекого города Чикаго - "Schizowave". Впрочем, люди-то русские в его составе играют. "Schizowave", как и "Спелые листья клена", является дуэтом. На их выступление я слегка припоздал, а когда пробрался в зал, увидел и услышал следующее: мужчина в маске извлекал из электрогитары воющие и бурлящие созвучия, а женщина пела в микрофон то по-русски, то по-английски, управляла ноутбуком и в некоторых песнях еще и на синтезаторе играла. Ноутбук воспроизводил барабанные и еще всякие разные сэмплы, достаточно примитивные по меркам адептов электронной музыки, но этим-то и привлекательные, заставившие вспомнить эпоху драм-машин.


"Schizowave" производят впечатление маленького психоделического кабаре, где мрачноватые песнопения сопровождаются мощной, вязкой и в то же время настолько трогательно наивной музыкой, что от всего этого совершенно не тянет впасть в меланхолию. Тем более что после одной из самых грустных песен вокалистка этак запросто и весьма бодрым голосом может заявить, что вообще-то ей кайфово по жизни. Закончили они свое выступление псевдопанковской песней "Неандертальцы", после чего опять-таки вокалистка нарезала на свои же болванки всем желающим бесплатно альбом "Schizowave".


А после перерыва грянул и "Броневик" (экс-"Броневичок") в полном составе. Вот не зря они решили немножко название сменить. Нынешняя группа Умки своим саундом мало напоминает расхлябанную несыгранную тусовку, каковой был "Броневичок" в конце 90-х. Нынешний "Броневик" - крепкий ритм-энд-блюзовый бэнд, в котором все музыканты работают на общее дело. И от этого песни Умки только выигрывают. Блюзовых вещей и в этот вечер было большинство: разухабистая "Пропади"; почти медитативная, несмотря на темп, "Ветер внутри"; язвительный "Шоу-бизнес"... "Я ненавижу девочек" прозвучала вообще в духе "The Rolling Stones". И было забавно наблюдать, как юные леди перед сценой подпевают рефрен этой песни. Это хорошо, когда шутку (даже если в ней только доля шутки) понимают и на нее не обижаются. Гораздо жестче, чем на альбоме, была сыграна "Звуки в моей голове". Как-то про реггей даже и забылось. Несмотря на длинные волосы музыкантов "Броневика" и разноцветное одеяние с символикой группы "Greatfu

l Dead" самой Умки, то, что делает эта команда все меньше и меньше ассоциируется у меня с хиппи (хотя подобной публики на концертах Умки по-прежнему немало). Они сами по себе, особое какое-то племя, кайфующее от того, что их язык понятен и другим народам и народцам.


Игорь Лунев, специально для РокмЬюзик.Ру