"Апокалипсис - это гонево", и другие откровения от повзрослевшей Умки

Ну, вот тюменские маргиналы от рок-н-ролла и дожили до света в конце туннеля. Темная полоса длилась со времен отчаливания Ника Рок-н-ролла из столицы Сибири, с весны практически. Были редкие, сумбурные и обломные концерты и фестивали, на которых музыкантов нае(пи)..., пардон, обманывали: не платили денег, а то и вообще не выпускали на сцену. А сегодня - концерт за концертом: лавина в рок-клубе "Колесо" с состязанием директоров (Наташка Попова юбералес!), открытие сезона в "Строителе" (Вместо "Белого кота" обещают какой-то там "Амстердам" растаманский, что ли) и почему-то перед открытием клуба там же фестиваль хеви-металла. В общем, фиг разберешь, но весело. А тут еще такой подарок - приезд "Умки и Броневичка", которых не любить невозможно. Я, конечно, больше люблю Умку в акустике. Она там на сцене такая живая, веселая и добрая получается при этом. Но вот спустя три года с последнего моего с ней "столкновения" услышала в электричестве, и о-го-го. Особенно всякие ернические жестокие песенки покатили, как не странно. В исполнении все той же доброй Умки, господа. Все-таки рок-н-рольная злость - это надо. Особенно когда в воздухе пахнет палевом и напалмом. Но спросим обо всем у самой Анны.

- Вот уже пятый год ежегодно вас заносит в Тюмень. Нынче каким ветром, в связи с какими обстоятельствами?

- В связи с западным ветром, потому что мы возвращаемся с востока. Играли в Барнауле и Новосибирске, по дороге туда играли в Казани, в Набережных Челнах, в Челябинске. Завтра у нас Свердловск, потом едем домой. Все это мы делаем, как всегда, сами с помощью друзей.

- Что-то происходит помимо гастролей, или вся жизнь вот в этом?

- Вся жизнь в этом. Записали диск вот новый, много новых песен. Электрический диск, довольно жесткого типа. Частично такие жесткие суровые вещи, а частично мягкие...но тоже суровые.

- Потому что суровая жизнь?

- Да, правильно...На самом деле, настроение веселое и конструктивное, а вот диск получился взрослый. Не знаю, почему. Старая стала. Мы его сводим сейчас. Досведем - в марте привезем вам.

- Новые песни откуда берутся? Гете, например, читал книги по геологии, про красивые камни...

- Ну, Гете умный был. Я-то дурочка. Я пойду-погуляю, красивый камешек найду и могу песенку сочинить. На самом деле, все происходит очень смешно. Сплю, короче. У меня болит голова. Просыпаюсь, и из меня, из головы из этой родится песенка очень быстро. Откуда она берется - я не знаю. Потом опять можно два месяца ничего не сочинять и гадать, откуда все это появляется. Не знаю сама...

- Каковы на сегодня московские околомузыкальные настроения?

- Не знаю. Мне кажется, что сейчас опять центр движения перемещается на периферию. Мне это интересно, мне это нравится. Я очень люблю ездить вообще. А если еще путешествуешь с целью музыку поиграть и посмотреть, как это делается здесь, - очень хорошо. Вообще у меня есть идея собрать на такой фестиваль типа семинара людей из разных городов, которые в своих городах крутят какой-то рок-н-ролл и привести их в Новосибирск-Барнаул. Там очень хорошо дело обстоит с рок-н-роллом, организаторы есть сильные. Исполнителей-то везде много, но они едут в центр, потому что там легче устроить свою музыкальную судьбу. А хочется, чтобы оно везде крутилось. Все везде этого хотят. Опять это все назрело. Уже и великая депрессия была, и подъем был, и опять была великая депрессия, и сейчас опять, наверное, будет подъем. Мне так кажется. Чувствуется какое-то назревающее движение в этой стране.

-Подъем на почве чего? Я - постоянный читатель литературно-философских журналов, и меня там очень не устраивают нынешние настроения. Антисемитские...

- Меня тоже не устраивают антисемитские настроения. Я бы даже не хотела об этом разговаривать. Нет. Это все не на почве ложно понятого патриотизма. Это рок-н-рольное движение. Оно интернационально и не имеет ничего общего с политикой.

- Искусство в себе, искусство для искусства?

- Это политика в себе. А искусство - для людей. Тем более что рок-н-ролл - это не искусство, это такая жизнь.

- Что зацепило в поездках? Может, какие-то картинки с выставки?

- В Барнауле взрослый парень, немножко моложе меня, - без передних зубов. Улыбается, говорит: "Судьба человеческая - это яблоко познания добра и зла. Вот мне однажды одна девчонка подарила огромное яблоко. Я в него как впился всеми зубами и как знал, что в последний раз кусаю яблоко. Потому что через 15 минут мне кастетом вышибли все передние зубы, сломали челюсть". Такая барнаульская история...

- В течение небольшого интервью несколько раз упоминаешь про возраст. Возраст - плохо что ли? Мне вот с годами лучше становится.

- Мне тоже лучше становится. Я не могу сказать, что я старею. Я просто старше становлюсь. Нельзя же про ребенка, которому было два года, а потом стало пять, сказать, что он постарел. Так же про ребенка, которому было тридцать, а теперь - сорок...

- Но вот у меня на почве возраста все-таки есть небольшой кризис жанра. Кажется, что становлюсь суровее, нетерпимее.

- Суровее, конечно! Как дам кулаком по столу, скажу: "А ну, геть!"

- ...И все строятся...

- Ну, пытаются, по крайней мере. Или раньше как-то неудобно там че то... А теперь скажут мне: "Ну-ка быстренько, девушка, пройдите вот туда-то!" А я говорю: "Я не хочу туда проходить. Пройдите сами".

- А что из концептуального случается в жизни, что выливается в песни, что дорого?

- Настроения какие-то дурацкие эсхатологические в мире. Все думают, что если началось новое столетие, значит, близок конец света. На самом деле, это все гонево. Люди придумывают себе такие сказки, чтобы было жить не скучно. И чтобы поменьше думать о политике, о колбасе.

- В рок-н-ролле же жить не скучно...

- Да. И поэтому я бы не хотела поддерживать эти искусственно разгоняемые настроения. Мне кажется, это просто настроения начала века. В начале 20 века было то же самое. Но жили - и ничего.

- Филатов вот в своем предсмертном интервью с уверенностью сказал, что уже через шесть лет начнется апокалипсис.

- Ну так вот он умер, и у него уже там апокалипсис наступил. Я не берусь все это предсказывать. Мне кажется, у каждого свой личный апокалипсис. Это наступает независимо от общего.

- А музыка - катарсис...

- Это вообще спасение. Это победа. И очень хорошо. Особенно если хорошо сыграть, то после этого ощущение такого счастья...

С ощущением счастья от общения с Умкой и неловкости от неспрошенности всего еще многого преинтересного, Серафима Каламбурова (Светлана Рычкова, Тюмень)