МОЛЧАНИЕ - ЭТО ПРИПЕВ МОИХ ПЕСЕН
Фото Дмитрия Байдракова
Умка - существо уникальное. Во многих отношениях. Например, десятки молодых групп стремятся во что бы то ни стало попасть в радиоэфир или засветиться на экране телевизора. А ей - по фигу. Хотя, уверен, задайся она подобной целью, не вылезала бы из чартов. Впрочем, эту ситуацию, как и многие другие, она уже прожила. В одной из песен. Вот он, рок-н-ролл во всей красе!
Я теперь участвую в попсе.
Я верчусь по всем программам,
Я вразвес по килограммам,
Я теперь такая же, как все.
Умка, как истинный Овен, свободолюбива и к компромиссам не готова. Заманчивые своды стадионов никогда не заменят ей дружеского общения с публикой и традиционной мороки с проводом на свой концерт толпы безденежного хипья.
Умка уже стала живой легендой русского андеграунда, воплощением и талисманом мира неформатной музыки.
Еще лет десять назад ее "Автостопный блюз" напропалую пелся неформальной системой. С тех пор она выпустила несколько альбомов, объездила всю страну и русскоязычные оазисы Западной Европы и Израиля. Слушавшие Умку еще в конце 80-х повзрослели, приезжают на концерты на иномарках, и уже новое поколение хиппарей просит бесплатно вписать на концерт...

- Твои песни не крутятся по радио, тебя нет на телевидении. Это принципиальный отказ от раскрутки?
- Нет, не принципиальный. Просто мы ничего не делаем в этом направлении. От предложений не отказываемся, но и не навязываемся. Тем более что все эти эфиры, мягко говоря, такое дерьмо... Сам же знаешь. Да и странно было бы увидеть наши вещи в чартах, ЗД и тому подобное. У нас же нет неформатных радиостанций и телеканалов.
- На рок-фестивалях - на "Нашествии", "Максидроме" - тебя тоже нет. Почему? Как ты вообще относишься к тенденции называть словом рок то, что роком явно не является, например, группу "Би-2" ? Где, на твой взгляд, проходит граница между рок- и поп-музыкой?
- В принципе, я к таким вещам отношусь вполне цинично: пригласили бы - может, мы бы и сыграли, особенно за деньги. А что? Подумаешь. Земфиру я, честно говоря, до сих пор так и не послушала, разве что кусочками из ларьков. "Би-2" - это "Полковнику никто не пишет"? Ну, во всех странах есть поп-рок, это нормальное явление. Люди зарабатывают деньги. У нас с ними нигде интересы не пересекаются, делить нам нечего.
- Как ты тогда сама объясняешь свою популярность? Тебя же слушают по всей стране!
- Еще раньше, чем стали выходить компакты, были кассеты самодельные: "Новые ворота" (два варианта: концертный и домашний), "Я люблю блюз", "Оторвалась и побежала" (он же - "Умка и Ковчег"), потом "Последний переулок", "Как вставил"(*), "Вся любовь", "Бим или Бом". Еще, думаю, гуляет немеренная куча всяких концертников и квартирников. Самоделки отличаются тем, что они не продавались, а просто раздавались друзьям. Правда, говорят, что, например, в Новосибирске продается все без разбору. Но, с другой стороны, а где людям еще все это взять? Человек написал по интернету: иду, мол, мимо ларька, а оттуда "Низкий старт" доносится. Мы, конечно, с пиратами не боремся. У нас так и пишется на официальных релизах: "Все права якобы защищены". И вместо значка копирайта мы ставим смайлик в кружочке.
- За несколько лет состав твоего "Броневичка" часто менялся. Какими качествами, помимо владения инструментом, должен обладать человек, чтобы играть в твоей группе?
- Чтобы играть в группе вообще (почему обязательно в моей?), человек должен уметь слушать других музыкантов, с которыми он играет, и вообще слушать музыку. Если он этого не умеет, не поможет никакое владение инструментом. Нынешний состав "Броневичка", как мне кажется, именно этим отличается от первоначального. И я тоже в процессе этому учусь - слушать музыкантов. Раньше ведь я этого не умела. Ну, как известно, it's getting better all the time.
- Ты пользуешься авторитетом не только в рокерской, но и в бардовской среде - я слышал, тебя даже звали в жюри Грушинки. При этом ты много ездишь по стране, и многие молодые группы и авторы стараются показывать тебе свои песни. Какие-то приятные открытия были?
- Э-э-э... а они не обидятся, если я скажу правду? Как правило, ничего интересного. Большинство начинающих ориентируются на советский рок, который, в свою очередь, ориентируется на западный. У нас в институте был доцент Павлихин, философию преподавал. Он всегда говорил: изучайте первоисточники! Гегеля, например, Канта, греков... Для 1980 года это было весьма и весьма продвинуто. Я, к сожалению или к счастью, слушаю практически только западную музыку. Уж не знаю, как это влияет на качество нашей продукции, но такой вот факт. А бардов я не слушаю вообще. В детстве очень любила Окуджаву и Высоцкого, но это ж совсем другое дело.
- Замужество и погружение в филологию (аспирантура, диссертация о творчестве обэриутов, переводы Керуака) на семь лет вычеркнули тебя из рок-н-ролла. Вопрос, с которого, наверное, надо было начинать: с чего тебе взбрело в голову после многолетнего молчания снова оказаться на сцене?
- Ответ, которым надо закончить: меня все все время об этом спрашивают. Вообще такое ощущение, что все журналисты берут вопросы из одной общей коробочки. Самые распространенные: "почему ты Умка?", "почему Броневичок?", "давно ли играешь?", "какую музыку любишь?". Все это ужасно скучно. А ну и еще: "правда ли, что уничтожала свои кассеты?". Нет, естественно, неправда. Есть одна знакомая девочка, у нее целая тетрадка уже набралась всяких баек про меня. Что я повесилась, утонула в ванне, аккомпанирую себе на бас-гитаре, была замужем за профессором университета (вариант: полковником КГБ, Майком Науменко, Андреем Пановым и т.д.), бью пионеров бамбуковыми палками, преподаю русскую литературу в Принстоне, ну и все в таком роде.
Короче, я хочу сказать, что несколько лет молчания - совершенно обычный случай. Так бывает со многими. Просто внутри какой-то родник пересыхает - неважно, какие тому внешние причины. А потом опять все начинается. Моя временная смерть подогрела ко мне интерес. Обычная, в общем-то, история.

Дискография Умки:
1997. Дожили, мама
1997. Каменные цветочки
1998. Низкий Старт
1998. Компакт
1998. Live in Форпост
1998. Live in Факел
1998. Командовать парадом
1999. Форпост 2
1999. Умка без Б.
1999. Ход кротом
2000. Вино из одуванчиков (**)
2000. Концерт в Зоопарке
2000. Вельтшмерц
2000. Oldies Butt Goldies (сборник)
2000. Умка и друзья в гостях у кота Матроскина
2000. Бееест!
2001. Концерт в к/т "Улан-Батор"
2001. Лондон
2001. Заначка

Беседовал Анатолий ОБЫДЕНКИН

Комментарий У.:
* - "Как вставит", естественно
** - "Кино из одуванчиков", разумеется