"В ВОРОТАХ РАЯ ЗИЯЕТ ДЫРА":

"Единение" - фестиваль некоммерческого рока. И звук у них живой...

На юго-западе Москвы в рок-клубе "Форпост" спокойненько (но отнюдь не тихонечко!) прошел фестиваль акустической музыки "Единение". Причем уже четвертый. Задача такая: <привлечь внимание к творчеству ярких и талантливых молодых исполнителей, которых объединяет любовь к <некоммерческой> акустике>...

"Форпост" - старейший (первые сейшны датируются началом восьмидесятых) и, пожалуй, единственный сегодня успешно действующий в Москве некоммерческий рок-клуб, где играют совершенно нераскрученные люди. Как справедливо сказал один из нынешних сотрудников клуба, "в "Форпосте" созданы все условия для того, чтобы музыкант мог выступать и при этом чувствовать себя человеком, а не быдлом".

Нераскрученные это любят. Оттого и играют на этой площадке.

Жюри у "Единения" адекватное: журналист и критик Сергей Гурьев, Рада Анчевская (группа "Рада и терновник"), промоутер Тимофей Сахно, главный редактор газеты "Загубленное детство" Владимир Марочкин, Анна Герасимова (она же Умка), Михаил Боголепов (культурный центр "Единение"), "русский Игги Поп" - Ник Рок-н-Ролл и директор клуба "Форпост" Алексей Яковлев. Критерии у каждого свои. Гурьев заявил, что отдаст предпочтение тем командам, музыка которых "тащит, цепляет и прет", кто-то из зала добавил: "И таращит!". Умка тоже была безапелляционна: "Буду выпячивать друзей и всячески замалчивать врагов!"

И так вот - три дня. Каждый день имел четкий график. В любой из вечеров должны были по плану выступать пять конкурсантов (четыре группы и один исполнитель), одна команда, лауреат "Единения"-III, плюс один так называемый "гость". Всего соискателей звания лауреатов имелось пятнадцать "единиц" (желающих принять участие до отсева было около сорока). Каждый фестивальный день начинался ровно в шесть и завершался примерно к десяти. Время исполнителю или коллективу отпускалось тоже приблизительно равное - в среднем полчаса. Небольшой клубный зальчик и аккуратно расставленные стулья способствовали культурной обстановке и <причесанности> мероприятия вообще.

Танцы танцевались только перед сценой, и зажигалки зажигались только в первых рядах, да и то один-единственный раз. С удовольствием отмечаем хороший звук.

Что же до числа зрителей, то оно варьировалось от двадцати пяти до пятидесяти-шестидесяти человек.

Жаль, сказать по совести.

На "Единение" съехались из Питера, Екатеринбурга, Уфы... Мы тут вкратце скажем почти обо всех: нам они нравятся. Это во-первых.

Во-вторых: вот так, по маленьким клубам, по тихим фестивалям, и открывают совершенно новые имена, ловят ноты времени. Среди лауреатов "Единения" 1997-1999 гг. - "Точка росы", "Барышня и хулиган", "Алоэ", "Бенгальский залив".

...В-третьих, где-то когда-то и Эдит Пиаф так открыли.

Первый конкурсант - бард Александр Холкин из Уфы. С шершавым, ни на что не похожим голосом. У Холкина аж с десяток альбомов. Все они, естественно, записаны на неведомых маленьких студиях, а изданы смешными тиражами. Но если увидите в продаже его кассеты - берите. Он пишет не тексты слов, а песни:

Как только клен зеленый
Окрасит кудри хной...

После играла команда под названием "Девятый мир": гитары, ударные, флейта и бас. На вокале человек с юным голосом по имени Александр Ионов. Тексты такие:

Роза без шипов,
Но пьющая водку...

В музыке - немного фанка, немного фолка, немного блюза.

Команда "Ветер воды" играет кельтскую музыку, и кто-то, вероятно, знает их по кельтским фестивалям, каковые проходят в Москве уже года три. "Ветер..." исполняет композиции не только привычных - с Британских островов то есть - кельтов, но и кельтов венгерских, болгарских, бретонских и даже, кажется, американских. На свете жутко много ансамблей, на скрипочках и дудочках играющих кельтскую музыку... И "Ветер воды" в том числе.

Акустический дуэт "Фата-моргана" - Алексей Киселев (вокал, гитара и автор всего) и Дмитрий Кушпит (соло и аранжировки) - поет про садистов:

Насекомые живут на земле
Миллионы-миллионы лет,
И, как сказали ученые мне,
Извести их возможности нет.

Завершил день первый выход лауреатов прошлого "Единения" - группы "Мельница" (ex-"Тиль Уленшпигель", известный по все тем же кельтским фестивалям). Именно под звуки, извлекаемые "Мельницей", народ пустился в пляс и вытягивал вверх зажигалки.

...Конкурсанта Анатолия Абакшина, москвича с гитарой, забыть невозможно благодаря бесценной строке:

Был бы пионеркой -
Всем бы честь отдавал.

К сожалению, она пока - единственная.

Коллектив "Отель Безумие" оказался прихиппованным в плане внешности, в смысле музыки - психоделическим и околоэтническим, а вокалистка Алька - похожей на девочку из "Чародеев", которая поет "Остыли реки...". Причем как лицом, так и голосом: такой же звонкий. Только вот песни девочка Алька в отличие от девочки из фильма пела заунывные. "Отель Безумие" показал собственную версию "Ave Maria". Из двух слов. Первое - "Ave"...

Другая прихиппованная группа - "Пастор Шлак". Не "г", а "к". "Шлак" с большой буквы. В связи с названием от этого состава можно было ожидать всего чего угодно. Всего - кроме струнных и духовых, кроме фолковых композиций, кроме слов:

Перешагну от случая к случаю,
Переживу неудачную серию.

И кроме очень красивой инструменталки "Признание".

Третий день был "гвоздем". Программу лихо открыла Умка. Потом неожиданно приехала и выступила Рада. Конкурсант из Питера - скромного вида молодой человек в очках по имени Кирилл Комаров - оказался горазд в стихосложении:

В воротах рая зияет дыра,
Поэтому снег идет вверх.

А в одной из его песен присутствовал речитатив: "Иисус внес в твою жизнь изменения. Сохранить изменения? "Да", "нет"..."

Вышедшая следом группа лиц называлась "Rosenkranz & Guildenstern" (да уж не привет ли это Вильяму Шекспиру?) и была абсолютно маловнятная. Как, собственно, и Розенкранц с Гильденштерном.

"Каникулы Гегеля", напротив, оказались группой сугубо внятной. Со скрипкой, с контрабасом, с бубнами и губной гармошкой, надетой с помощью специального штативчика на шею вокалисту-гитаристу. Стиль "Каникул..." определению не поддается. Но играют здорово. И поют неплохо:

Уже не понять глубину с шириной
Атмосферного фронта.

Прихиппованные "Дети дождя" на гитарах, барабанчиках, скрипке и синтезаторе в режиме рояля играли музыку этнического толка и еще блюзы. Помогала им флейтистка - девушка Хельга. Она, кстати, выручала таким способом добрую треть конкурсантов...

И о главном. Апофеозом фестиваля стал номер Ника Рок-н-Ролла. Однако ж в указанном действе Ник изображал никакого не Ника Рок-н-Ролла (его творческий персонаж. - Прим. авт.), а еще того - юного Колю Кунцевича, перебравшегося в 79-м, кажется, году в столицу. Сорокалетний Колька в лучах красных софитов, захлебываясь белым стихом, самозабвенно терял облик. Терял его настолько талантливо и мастерски, что зал сначала помертвел, а после - затрясся от визга.

...А потом людям, "убитым" Ником, объявили лауреатов. Или победителей "в борьбе за место под луной": в одной из песен, прозвучавших на фесте, - если память не шалит, принадлежала она "Фата-моргане", - было что-то об этом. Одержавшие победу "за место под солнцем" получают власть, деньги, женщин и всякое прочее. А здесь - нет, здесь не так, здесь иначе. Здесь - "за место под луной". Ну или под какой-нибудь другой планетой. Пока что, может быть, не известной науке.

А 12 июля в кинотеатре "Улан-Батор" состоится акустический гала-концерт. В нем выступят Рада, Ник Рок-н-Ролл, Умка и Сергей Калугин. А также пятеро лауреатов IV фестиваля "Единение": А. Холкин, группы "Жест" и "Табу", "Каникулы Гегеля" и К. Комаров.

Олег БОГАЧЕВ